Размер:
  • A
  • A
  • A
Цвет:
  • C
  • C
  • C
  • C
  • C
Изображения
  • Вкл.
  • Выкл.

Выступление президента НП «НМП РБ»

30 Ноября 2015

Уважаемый Салават Талгатович, Анвар Акрамович,

члены президиума, уважаемые коллеги!

 

На форуме общероссийского народного фронта в Москве 6-7 сентября текущего года «За качественную и доступную медицину», в работе которой участвовал Президент страны В.В.Путин, наряду с другими важными вопросами как доступность и качество медицинской помощи, итоги оптимизации отрасли, остро обсуждался вопрос о системе подготовки кадров для здравоохранения. Около 62% граждан России отмечали, что после проведенных в данной сфере реформ снизилась доступность медицинской помощи для населения, наметились тенденции роста объемов платных услуг и снижения квалификации, то есть компетенции врачей.

Одним из важных решений форума явилось предложение о совершенствовании современной системы подготовки медицинских кадров. Ведь вы все прекрасно знаете, что врач-это особая профессия в мире, он должен учиться постоянно, ежедневно, непрерывно.

Во всех развитых странах для врачей и среднего медицинского персонала давно уже создана возможность постоянного повышения квалификации (а не как в России 1 раз в 5 лет). (слайд 4,5,6,7) Самое активное участие в этом процессе принимают врачебные сообщества, объединяющие медицинские профессии (хирурги, педиатры и т.п.) в врачебную или медицинскую палату.

Каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (баллов) или часов образовательной активности. Это происходит путем посещения конференций, семинаров, курсов, циклов, получения доступа к электронным образовательным ресурсам непосредственно на рабочих местах. Всем этим занимаются профессиональные медицинские сообщества, а не только государственные образовательные учреждения. И это делает процесс обучения более качественным, актуальным и удобным, непрерывным для занятий медицинским работникам, организацию системы медицинского образования с 2016 года – аккредитацию - смотрите на слайде. (слайд 8,9,10)

Учитывая сложившиеся реалии, сегодня Национальная медицинская палата Республики Башкортостан одним из своих основных задач  определила организацию качественного образования и подготовку квалифицированного врача и медицинского персонала, постепенный переход на систему саморегулирования профессиональной деятельности с повышением роли профессиональных медицинских организаций за каждого специалиста.

С целью улучшения качества оказания медицинской помощи необходимо:  создание системы правовой и юридической защиты медицинских работников и медицинских организаций, регулирование этических аспектов деятельности медицинских работников при обращении с пациентами и иными субъектами профессиональных отношений.

НМП РБ завершила создание структуры для осуществления cвоей основной деятельности. В ее состав входят 32 медицинских ассоциаций и юридических лиц, включающие в себя 8974 врачей и более 23 тыс. среднего медперсонала. (Слайд 11,12,13)

По ряду специальностей, где профессиональные ассоциации отсутствуют, созданы секции. Например, секции комплиментарной медицины, по альтернативным традиционным методам лечения (фитототерапия, гомеопатия и т.д.). И они уже осуществляют непрерывное образование членов своих ассоциаций. В Госдуме РФ в настоящее время прорабатывается вопрос об утверждении данных методов как методик профилактической медицины. Успешно внедряет НМО Ассоциация стоматологов - один из учредителей НМП РБ. Учитывая, что врачи-стоматологи  имеют свою  профессиональную специфику,  ими создан  институт, который успешно внедряет НМО в РБ, в других регионах РФ и странах СНГ.

Эти структуры уже показали свою востребованность как среди медработников, так и среди населения. Так, Институт непрерывного профессионального образования совместно с профессиональными ассоциациями, привлекая еще ученых других вузов РБ разработал_календарный план обучения по 15 направлениям, при заявленных 32 дисциплинах, которые подготовлены с учетом востребованности специалистами, например, по экономическим,  юридическим вопросам и другим актуальным вопросам именно сегодня. При этом были привлечены кадры из практического здравоохранения.  Наши медиаторы прошли обучение в Москве и ими подготовлены программы для обучения медработников по вопросам медиации, профессионального выгорания и конфликтологии. Кроме этого, эксперты Центра независимой экспертизы качества медицинской помощи принимают участие в судебных заседаниях, в том числе Верховного суда Республики Башкортостан, хотя суды обращаются к нам по таким вопросам достаточно поздно. Задача Третейского суда, комитета медиации, Центра экспертизы – не доводить дела до судов, не перегружать их узко профессиональными вопросами, а осуществлять досудебное регулирование силами самого медицинского сообщества.

 Создание Института непрерывного профессионального образования имеет своей целью внедрение в жизнь Концепции развития непрерывного медицинского образования, с помощью которого медицинские работники постоянно могут обновлять свои знания и практические навыки.

Учредитель Института – Национальная медицинская палата Республики Башкортостан. Это дает возможность профессиональным медицинским сообществам, войдя в состав Палаты, использовать имеющуюся образовательную лицензию Института при Палате,  участвовать в образовательном процессе, оценке его эффективности и внедрять новые принципы в систему дополнительного образования и повышения квалификации медработников. (слайд 14, 15)

Что же такое непрерывное медицинское образование?

1.Это образовательный процесс, с помощью которого медработники постоянно (ежедневно)обновляют свои знания и практические навыки, который начинается сразу после завершения обязательной последипломной подготовки.

2.Основная цель НМО – повышение качества медицинской помощи и безопасности пациента, это реализация дополнительных профессиональных программ, направленных на удовлетворение информационных и профессиональных потребностей специалиста, его квалификации к имеющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среде. (слайд 16)

Руководством страны четко поставлена задача обеспечить непрерывное образование и качественное медицинское обслуживание населения. (слайд 17,18)

Появление новых технологий в медицине требует обновления:

- учебных материалов;

- клинических рекомендаций;

- национальных руководств;

- профессиональных стандартов;

-программ дополнительного профессионального образования.

Современные условия в здравоохранении характеризуются следующими особенностями:

-ускорение обновления информации (1 раз в 3-5 лет), ее глобализация и повышение интенсивности обмена;

-увеличение числа высокоэффективных лекарств (в РФ зарегистрировано более 16 тыс. торговых марок);

-появление высокотехнологичных методов лечения, требующих высокой квалификации врачей;

-удорожание медицинской помощи;

-увеличение числа граждан пожилого возраста (к 2010 году в РФ – 24%), соответственно, больных хроническими заболеваниями;

-повышение информированности пациентов.

Необходимость непрерывного образования врачей в России обусловлена следующими причинами:

1)последипломное медицинское образование – всего 1 раз в 5 лет, при этом 15% врачей не проходят обучение в положенные сроки;

2)низкая доступность для врачей современных, основанных на доказательной медицине клинических рекомендаций, электронных библиотек и систем поддержки принятия клинических решений. (слайд 19,20)

В Российской Федерации реализован пилотный проект по развитию НМО, результаты которого одобрены Минздравом России, НМП РФ и в целом медицинским профессиональным сообществом. И мы в свою очередь должны сообща эту работу продолжать.

НМП РБ предлагает следующие меры по развитию НМО в РБ (слайд 21,22).

1.Ввести систему образовательных кредитов (часов). Это должны делать профессиональные медицинские организации в составе НМП. Такой подход начали вводить ассоциации неврологов, неонатологов, стоматологов и др.

2.Подготовка образовательных программ руководителями профессиональных сообществ с учетом актуальности и востребованности для практического здравоохранения и с учетом выявленных контролирующими органами проблем в ЛПУ.

Проводить дополнительное непрерывное образование с учетом современных требований очно-заочно с элементами дистанционного и применением образовательных модулей и электронной библиотеки. Институт дополнительного образования подготовил календарный план и программы для обучения с учетом этих задач.

Повышение квалификации врача невозможно рассматривать отдельно от информационных технологий, без инноваций от производителей. НМП РБ совместно с профессиональными медицинскими организациями готов полностью подготовить план образовательных программ и мероприятий с учетом актуальности имеющихся проблем.

Одновременно НМП предлагает и может организовать  ведение учета:

- ежегодно накопленных кредитов при выдаче сертификатов специалиста и при составлении реестров медицинских работников в регионе;

- ежегодно накопленных кредитов при лицензировании медицинских организаций.

Одно из условий возможности дополнительного очно-заочного дистанционного образования – это создание условий в медицинских организациях (ЛПУ): доступ к современным источникам информации, компьютеризация рабочего места врача, выход в Интернет, доступ к электронной библиотеке и т.п.

В целях мотивации врача к НМО необходимо:

-учитывать его результаты при определении размера оплаты труда;

-организовать составление и публикацию рейтингов врачей и медицинских организаций. Для этого НМП начала составлять реестр врачей;

-внедрить контроль качества медицинской помощи по международным показателям (например, доля врачей, которые используют в работе клинические рекомендации профессиональных сообществ).

В целях изучения этой проблемы мы приняли участие в совместном семинаре НМП РФ, Врачебной палаты Московской области и Врачебной палаты земли Рейн Германии, где последние делились своим опытом в сфере экспертизы качества медицинской помощи и непрерывного образования медицинских работников.

Так, опыт работы Врачебной палаты Германии показывает, что эксперты профессиональных сообществ постоянно выборочно проводят контроль качества оказания медицинской помощи своих коллег. Для этого созданы комиссии по врачебным ошибкам, которые периодически проводят анализ выявленных врачебных ошибок и вырабатывают рекомендации по их недопущению. И это также является элементом НМО.

Таким образом, НМП РБ, не дублируя чьи-либо функции, старается реализовать те задачи, которые предусмотрены законодательством, но недостаточно охвачены государственными органами здравоохранения, а в развитых странах относятся к компетенции профессиональных сообществ.

Отмечу, что усилиями Минздрава РБ, Национальной медицинской палаты РБ и неравнодушных членов медицинского сообщества, в республике, первым среди всех регионов России, созданы все условия и структуры для выполнения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Нам сейчас совместно нужно наладить их синхронную работу (слайд 23).

 

Уважаемые коллеги!

В системе здравоохранения есть очень много проблем и их в одиночку невозможно решить, и только консолидированная сила – органы исполнительной власти, медицинские вузы, профессиональное медицинские  объединения сообща их могут преодолеть.

Необходимо отметить, что одним из важных факторов обеспечения безопасности государства, наряду с высоким уровнем обороноспособности страны, является высокий уровень здоровья населения.

Для обеспечения национальной  безопасности  государства  устойчивого развития государства, мы должны обеспечить непрерывное профессиональное образование и поддержание высокого уровня квалификации наших медицинских работников

Как говорится, дело за нами. Российское здравоохранение является правопреемником  советского здравоохранения, которая считалась лучшей в мире, и мы должны сплотиться, и наконец, вывести нашу страну в лидеры по качеству оказываемой медицинской помощи, уровню здоровья и продолжительности жизни населения.

И я прошу  Вас, уважаемые коллеги, считать непрерывное медицинское образование важнейшей задачей на ближайшую перспективу и прошу отразить данное положение в решении Коллегии.

Кроме этого, мы предлагаем разработать Концепцию непрерывного медицинского образования в Республике Башкортостан. Соответствующие предложения нами в Министерство здравоохранения республики направлены. Я надеюсь, что присутствующие меня поддержат в этом вопросе.

Благодарю за внимание!


Возврат к списку