Размер:
  • A
  • A
  • A
Цвет:
  • C
  • C
  • C
  • C
  • C
Изображения
  • Вкл.
  • Выкл.

В Москве обсудили будущее информационных технологий в здравоохранении

23 Декабря 2015

Директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елена Бойко отметила, что в настоящее время в стране начата реализация большого интернет- проекта – все медицинские документы переводятся в электронный вид, что позволит врачу обеспечить удаленный доступ к необходимым данным, независимо от местоположения пациента, значительно изменив саму систему дистанционного мониторинга и консультирования. Однако развитие интернет инициатив в здравоохранении не следует рассматривать только как развитие телемедицины. Интернет-технологии сказала Бойко – это огромный пласт возможностей, облегчающий доступность медицинской помощи, но вместе с тем, учитывая разные географические и интернет-возможности, разных регионов, требующий серьезного регулирования и законодательной поддержки.
Фонд развития интернет-инициатив и временная комиссия Совета Федераций, продолжила она, рассмотрели документ, который был разработан летом этого года, однако он требует значительной доработки. Минздрав, отметила Бойко, начал большой проект по созданию федерального сегмента единой телемедицинской системы, поэтому в интересах министерства как можно быстрее принять новый закон и урегулировать само понятие «телемедицина». При этом речь идет не о рамочных изменениях, или методических документах. Необходимо ввести определение дистанционных консультаций в закон № 323 об охране здоровья граждан. «Документ, – сказала Елена Бойко, – должен быть предельно проработан, чтобы не содержать никаких разночтений. Его разработка станет одним из приоритетных направлений следующего года». 

Кроме того, добавила она, развитие получит система дистанционного консультирования врачей коллегами, что позволит более точно диагностировать состояние здоровья пациентов, и даст возможность вовлекать в работу узких специалистов, которые могут поставить более точный диагноз или высказать мнение при диагностике. По словам Елены Бойко, в соответствии с установленными порядками и форматами, информация, с помощью современных технологий, будет передаваться по защищенным каналам связи в выбранную для консультации медицинскую организацию. Консультации будут зафиксированы в электронных медицинских картах Федерального компонента ЭМК. Все артефакты в виде документов и изображений также будут сохранены в специально созданных банках. 

Развитие получит и дистанционный персональный мониторинг с помощью носимых портативных медицинских изделий, продолжила Бойко. Эти аппараты смогут отслеживать состояние пациента и дистанционно через сеть Интернет передавать данные в медицинские информационные системы, которые будут обрабатывать информацию в автоматическом режиме без привлечения медиков. Однако при появлении определенных маркеров, информирующих о наступлении экстремального состояния больного, данные будут доведены до лечащего врача. 

Для того чтобы начать развитие этих направлений, уточнила Елена Бойко, необходимо провести огромную работу в части требований к различным профилям, так как порядки сбора информации и организация ее обработки будут зависеть от вида заболевания, то есть в каждом сегменте медицины будут разработаны собственные порядки. Ожидается что изменение правовой базы, закрепляющей в 323-м законе понятия «дистанционная диагностика», что собственно и является телемедициной, произойдет в 2016 г. Кроме того, в будущем году будут разработаны порядки по основным нозологиям, – объектам пилотного проекта, в ходе которого 21 федеральное медучреждение, участвующее в проекте, будет включено в единую интернет-систему и начнет оказывать дистанционные консультации врачам из региональных учреждений (так называемых учреждений 3 уровня). Основная задача проекта – разработка порядков по различным видам профильных заболеваний, то есть формирование законодательной базы в режиме «реального времени». В части персонального информационного мониторинга Минздрав отрабатывает пилотные проекты по трем видам заболеваний, которые позволят оценить, насколько глубоко придется в дальнейшем перерабатывать существующую нормативную базу.

Председатель совета директоров Национальной медицинской компании Борис Пастухов дополнил, что вопросы законодательного урегулирования понятия телемедицины связаны не только с оказанием дистанционной помощи, но и с проблемой объема информации, поступающей в интернет, которая иногда несет в себе не только отсутствие пользы, но и прямой вред. Закон, который будет разработан в следующем году, позволит пациентам в онлайн-режиме получать квалифицированные медицинские услуги, что должно в корне изменить текущую ситуацию с распространением информации медицинского характера в интернете. С 2000 г., рассказал Пастухов, в нашей стране работает Российская ассоциация телемедицины, которую возглавляет представитель ОАО РЖД. Их медицинская служба активно развивает телемедицину, и имеет для этого не только хорошую базу, но и большой ресурс, позволяющий давать консультации и проводить онлайн-консилиумы при сложных случаях, консультировать труднодоступные регионы, где врачебную помощь оказывает лишь фельдшер, а также проводить обучение врачей в форме вебинаров.

Эти модели развития телемедицины совпадают с общемировым трендом, при этом довольно редко используется модель коммуникации «врач-пациент». Что же касается зарубежного опыта телемедицины, то она, по словам Бориса Пастухова, «осуществляет мечту потребителя – получить максимум информации о самочувствии, не покидая работы или дома». В качестве примера он привел «медицинские киоски», распространенные в США, которые позволяют общаться по интернету с врачом-диетологом, получить консультацию по психическому здоровью. Киоски, сказал Пастухов, представляются весьма удобным способом доступа к медицинским услугам, позволяя моментально обратиться к врачу при первой необходимости. Согласно оценкам аналитиков, американский рынок подобных киосков в 2015 г. составил 10 тысяч точек, а к 2020 г. их количество возрастет до 36 тысяч единиц. В России, добавил он, существует несколько перспективных направлений. Одно из них – получение пользователем второго врачебного мнения по поводу поставленного диагноза, и назначение соответствующего лечения. Другое важное направление – динамическое наблюдение за пациентом в процессе лечения, например, мониторинг хронических больных, позволяющий, в случае необходимости, отслеживать конкретные физиологические параметры и, в зависимости от них, принимать решение по терапии. Такая технология повысит как качество лечения, так и эффективность рабочего времени врача. 

Особые надежды, продолжил Пастухов, возлагается на мобильные приложения и медицинские гаджеты для мониторинга параметров организма. Для этого потребуется разработка новых подходов к ведению больных с патологиями и создание новых структурных единиц в лечебно-профилактических учреждениях.  Еще одно направление – индивидуальное углубленное профилактическое консультирование в рамках второго этапа диспансеризации. после получения пакета данных обследования первого этапа, что существенно повысит завершенность диспансерного обследования.

Важным нововведением, по мнению Бориса Пастухова, станут пункты телемедиинской связи, оснащенные необходимым медицинским оборудованием. Они могут быть, в частности, установлены в крупной корпорации для сокращения затрат на медицинское обслуживание сотрудников. Аналогичные точки, расположенные в аптечных сетях, могли бы представлять консультации покупателям лекарственных средств (опыт таких точек существуют в США). В удаленных районах для размещения технологичных точек можно использовать не только аптеки, но даже почтовые отделения. 

«Разработка новых технологий, пунктов телемедицины, носимых устройств для считывания информации о самочувствии пациента и программных продуктов для их расшифровки, – сказала Борис Пастухов в заключение, – может послужить драйвером для создания новых рабочих мест и развития высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности».

Автор: Ярослав Агафонников

Ссылка на оригинал: http://ria-ami.ru/read/20816

Возврат к списку